«Винные дребезги»

Можно ли раньше было представить в России объявление на канале «РБК» следующего содержания: «Продаются виноградники в Бордо (естественно, Франция) — 100 га за 720 млн руб».

Итого, золотая земля продается по 220 000 дол за 1 га. А если пойти еще дальше, то 1 сотка за 2 200 дол. Да, докатилось мировое виноделие. Ну, до цены за сотку мы дошли «делением» как старые советские дачники; многие делить не станут. Удар по престижу Бордо; удар по виноделию Франции; удар по мировому виноделию. Очень грустно и обидно. Но с другой стороны— предлагают купить россиянам, а это уже приятно. Значит, что-то уже меняется в этом мире.

На днях прошел очень интересный Антикризисный форум в «Экспо-Центре» (проводила компания «Империя»). Выступали звезды российского маркетинга. Первым же выступил сам экономист Михаил Хазин, лет 10 назад написавший книгу о будущем мировом кризисе в экономике. Интересными были и выступления маркетинговых Гуру. В завершении форума наш эксперт задал самый простой вопрос Гуру: «Объясните пожалуйста, в чем разница между теми идеями и методами реализации идей маркетинга, PR и рекламы, по которым жил западный мир последние 30 лет, кочуя от одного до локального или национального экономического кризиса до другого, а в результате погрузившими целый мир в мировой экономический кризис, и маркетингом, о котором говорили вы последние 15 лет и говорите сегодня? Уж запад –то точно жил все это время по развитому маркетингу. Уж крупнейшие мировые компании –то точно нанимали самых лучших специалистов на уровне Гуру, а в результате одни компании пожирали другие, а кризисы все приходили и приходили. Более того, их считали уже чуть ли не частью развития экономики раз в 10 лет. То есть, этот маркетинг не спасает экономику от кризисов, хотя может спасти и усилить отдельные компании. Может быть, именно маркетинг приводил к цикличности кризисов в экономике? А давайте представим на миг, что все компании живут по передовым постулатам маркетинга и все одинаково только растут в объемах и развиваются, развиваются… Что будет в этом случае? Тоже кризис, избыток и т.д.».

Вот такой был вопрос, на который нам ответ дать не смогли. А мы его и сами не знаем. Хотя хорошо понимаем, что кризис должен изменить маркетинг коренным образом. Пока не было излишней глобализации, то и маркетинг развивал отдельные компании, доводил большую часть из них до кризиса, а некоторых до победы. И все было гармонично.

Нам лично сегодня стало совершенно понятно, что маркетинг – теория локального развития компании (пусть даже очень крупной), в лучшем случае – национального рынка. Но до уровня глобализированной экономики сегодняшний маркетинг не дорос, так как еще не обладает на этом уровне разумной регуляцией – то есть, системой защиты от кризиса. Маркетинг обеспечивает преимущества отдельной компании в конкуренции, но не думает об экономике в целом.

Маркетинг – инструмент развития рыночной экономики. Он изучает общество, потребителя и задает экономике (а не только одному предприятию или компании) направление развития через развитие отдельных компаний. И в результате приводит экономику к кризису. Какой-то абсурд получается.

А, может быть, на сегодняшний день именно конкуренция престала быть двигателем нормального развития экономики? Поскольку именно она вызвала рекламную гонку, связанную с психологическим отрывом продукта от того, что о нем говорят в рекламе, чтобы его продать? Может быть, теперь не конкуренция между тремя тысячами одинаковых водок с разными посылами к потребителю, а целесообразность должна управлять водочным бизнесом и мировой экономикой в целом?

А целесообразность развития мира заключается не в рекламной гонке, а в наличии у людей работы, отсутствия в мире голодных и т.д. До сих пор маркетинг работал на «золотой миллиард» населения и все.

У нас ответа на эти вопросы нет, но зато есть сами вопросы. Просто еще раз подчеркнем: по нашему глубокому убеждению мировая экономика жила по законам маркетинга от кризиса до кризиса. Инструментами развития экономики были те же самые приемы маркетинга, PR и рекламы, которые остаются и сегодня. Компаниям для преодоления кризиса предлагают по большому счету те же самые инструменты, которыми они преодолевали прежние локальные кризисы. Кто— то преодолевал, кто-то нет, а экономика все равно входил в кризис через некоторое время. Поэтому мы видим сегодня все тот же локальный маркетинг, а глобального пока нет. Может, самое время идеологам маркетинга о нем подумать вместе с экономистами?

А может, это опять поток сознания? Но только мы абсолютно уверены, что если мир будет жить по этому классическому локальному маркетингу и дальше, то в 2018 г. выйдем из мирового экономического кризиса, а уже в 2025 страны вновь начнут по очереди уходить в кризисы своих экономик.

Поделится: