Импорт бедный, почему ты бледный?

Россия готовится к максимальному импортозамещению. И это можно только приветствовать. Что-то мы все-таки можем. Но как это будет происходить в реалии – не очень понятно. Кто будет импортозамещать? Производить могут либо государственные, либо частные предприятия. Государственные бизнес пока не очень получается, а частному государсто уже дало понять, что помощи ему ждать неоткуда (государство ему денег не даст; а заграница помогать не планирует). Денег у нашего бизнеса на импорт в прежних объемах нет и не будет; прежних объемов в кризис не будет уже хотя бы по причине курсовых разниц. Поэтому, если западу экспорт в Россию интересен, то пусть он и денег дает нашим импортерам и продукцию. А по –иному не получится.

Кстати, несколько слов и об экспорте алкоголя. Если брать наш стратегический экспортный алкогольный продукт (не считая спирта) – водку и ЛВИ, то в феврале мы получили спад экспорта на 25% относительно февраля 2008 г., а по итогам января— февраля 2009 спад составил 16%. Февраль начал тенденцию падение экспорта. У экспортеров денег нет. При этом 44% экспортной водки ушло в «транзитную Латвию» с трех российских заводов для SPI.

Нижеприведенная Таблица отражает кризисную динамику спада (роста) импорта по группам и вида алкогольной продукции. Как и обещали, мы и дальше будем давать ее ежемесячно в таком виде. Пока для нас очевидно, что определенный дефицит импортного алкоголя мы получим в мае— начале лета. Поскольку никаких серьезных запасов импорта у нас не было (по элитному алкоголю вопрос особый). А что было, то в Новый год приговорили. Мы видим спад импорта в среднем на 40% по позициям, в общей массе наш импорт – это все-таки не элитный алкоголь. Но спад спроса на дешевый импорт еще далек от 40%. Таким образом, наиболее вероятен дефицит недорогого (пусть и подорожавшего) импортного алкоголя; прежде всего, вина виноградного. Что опять дает шанс вину российскому.

Крепкая алкогольная продукция.

Водка и ЛВИ в целом: спад с октября продолжается. Был легкий всплеск январской активности, но спад на 40% в феврале все перекрыл. Поскольку более 90% импорта в России это украинская водка, то наибольший спад испытывает именно она. Причем, у одних украинских производителей – спад импорта; у других – рост объема. Тенденция дальнейшего удержания уровня спада на 30% — 35% очень вероятна. Тем не менее лидером импорта водки и ЛВИ в Россию на протяжении многих лет бессменно является компания «Немирофф»; меняются украинские компании на 2−3−4 месте, а первое прочно занято одним оператором.

Водка: спад водки в феврале на 42% — в русле спада всей группы. Мы ожидаем сохранения спада на уровне 30% — 35%. При этом не исключаем возможности спада импорта водки уже к осени 2009 г. на 50%−55%. Россия может в значительной степени отказаться от украинской водки.

ЛВИ в целом: в феврале несколько сократился с уровня «обвала рынка» (в январе спад составил 55%; при этом никаких сверхзапасов быть не могло, так как импорт ЛВИ падал с октября 2008 г.) до уровня (-36,5%). В группе ЛВИ все будет зависеть от импорта крепких ЛВИ с Украины.

ЛВИ> 25%: крепкие ЛВИ сократили темпы спада с (-60%) в январе до (-30%) в феврале. Их устойчивый спад начался еще в ноябре. Это, прежде всего, украинская продукция. При этом в России очевиден рост производства ЛВИ (крепких ЛВИ). У нас производят недорогие крепкие настойки относительно украинских. То ли российский потребитель в период кризиса переход с украинских настоек на более дешевые российские; то ли в народном сегменте стали пить больше ЛВИ, а в среднем переходят с украинских настоек на российскую водку – увидим чуть позже.

ЛВИ<25%: продолжается скачкообразный график импорта— (-2,5%) в ноябре; (-51%) – в декабре; (+9%) в январе; в феврале опять провал (-59%). Будет меньше и украинских настоек в России, и «Бейлисов».

Коньяк и бренди: в отличии от продолжающего свой рост российского продукта заморский никнет. Если по итогам 2008 г. прирост составил 50%, то в коньячной группе как раз спад импорта в январе на 43%, а в феврале на 38% может быть объяснен определенным избытком продукции на складах импортеров. Спад потребления импортного коньяка на 20% минимум очевиден, поэтому можно ожидать в июне выхода на спад импорта на 20%−25% от летних показателей импорта 2008 г. К этому моменту лишние запасы должны закончиться.

И самый интересный и великий сегмент – Группа КСН (виски, ром, джин, текила, абсент): после восьмилетнего стремительного роста – легкое отрезвление от экзотики. Сверхзапасов этой продукции не было; год был закончен с приростом импорта всего 12,2%. При этом ноябрь был заокнчен без прироста, а декабрь в минусе импорта (-20%). И спад продолжается: в феврале уже слишком (-52%).

Виски: устойчивая тенденция спада импорта напитка, занимающего 75% объем этой группы, с ноября 2008 г. В феврале (-55%). Можно ожидать снижения объема импорта на уровне 30%. При этом в будущем возможен подъем до уровня (-20%). Какое влияние окажет начинающаяся подготовка к производству (розливу) виски на целом ряде предприятий России, посмотрим в будущем. Будущие производители ставят себе задачу сделать виски до 250 руб. за 0,5 л. виски. Как этот продукт будет конкурировать с водкой и виски – не исключено, что увидим в конце года. А в 2010 г. – точно. Конечно, на всю группу КСН повлияет и рост цен, и «упадок» Хореки. По большому счету, прежняя Хорека может остаться только в Москве и то— в усеченном виде.

Ром – напиток №2 в группе. После максимального роста в октябре 2008 г. наступила полоса устойчивого спада объемов импорта. Январь (-46%), февраль (-63%). В последние годы на российском рынке ром победил текилу.

Текила— напиток №3 в группе. Прирост импорта в октябре идентичен росту импорта рома. Но дальше ситуация меняется: в ноябре и декабре спад по импорту текилы на много больше чем по рому. Поэтому рост импорта текилы в январе— феврале 2009 может быть простым процессом доведения запасов до нормы. Прирост импорта текилы в феврале (+39%). Похоже, что ситуация соревнования между ромом и текилой на нашем рынке обостряется.

Джин— напиток №4 на нашем рынке из группы КСН. Он находится в устойчивом спаде: январь— (-56%); февраль (-66%). Джин на наш взгляд – напиток очень странный для не менее странных людей с непонятным вкусом. Посмотрим, что с ним будет дальше. Но по нашему мнению, он в скором времени может уступить свое место №4 абсенту. Который, будучи отчасти напитком «наркотическим», в период кризиса обойдет джин по объемам импорта. Мы уже представляем возможные слоганы по поводу того, что «Абсент— напиток, выводящий из кризиса!» и т.д.

Абсент— наименьший спад в группе (на уровне 30%) за исключением текилы (там рост); хотя его доля в группе самая низкая (пока). Кризис— лучшее время для популяризации напитка в России среди богемы.

Группа низко алкогольной продукции:

Вино виноградное: очень грустно комментировать такие цифры. Спад импорта в январе (-44%), в феврале (-29%). Мы ожидаем падения импорта вина в мае – июне в 2,5 раза ниже показателей 2008 г. Ладно бы, при этом рос импорт виноматериала для производства российских вин из импортных виноматериалов, но этого тоже нет. Реально возможен очень серьезный спад производства и российских вин (сырье будет взять неоткуда), если наши производители не извернуться как-нибудь. Вино на российском рынке может стать дефицитом. Спад на 25%— 30% импорта вина в будущем в период кризиса, увы, объективен.

Про вина виноградные в Таблице все более чем подробно разложено по полочкам. Хотим обратить внимание только на одно: спад вина высшей категории (белые + красные + крепленые) не так серьезен, как вин прочих (в целом). Вина высшей категории (условно) – имели уже по 2008 г. прирост на 30,3%; их спад в феврале всего на 1,3%. Хотя исследование аналитиков компании ILS и показывает однозначное «удешевление» поступающей в Россию продукции. Но поскольку спад в сегменте прочей продукции мы видим и в октябре (на фоне роста вина высшей категории на 44,3%) на 7,8%; в ноябре на 14%; в декабре на 2,7%, а в новом году тенденция только усиливается (-47% в январе и -35,4% в феврале), то очевидно, что идет перераспределение продукции в пользу более дешевой в сегменте вина высшей категории.

Шампанские и игристые вина: праздничный рост последних двух лет сменился на рынке этой продукции трауром— пусть был избыточный импорт в октябре (+233%), рост в ноябре (+25%), а дальше – спад. При этом завоз продукции в 2008 г. вырос на 62%, что явно не отражало тенденции потребления. Такой запас был создан до ноября 2008 г. в надежде на продолжение российской премиумизации. То есть, завезли продукции в 2008 г. в 1,5 раза больше чем ее выпили в 2007 г. Реальное потребление в 2008 г. могло вырасти не более чем на 15%−20% в хороших условиях, а в условиях начавшегося кризиса – на 10% (по инерции до конца 2008 г.). То есть, на 1 января 2009 г. осталось на складах не менее 30%— 35% от выпитого в 2008 г. То есть, более чем на квартал потребления по прежним меркам. Теперь его будут расходовать не менее полугода в 2009 г. Поэтому спад на уровне 43% в январе и 58% в феврале вполне закономерен.

Вермуты и другие ароматизированные вина: такого резкого спада мы не ожидали. Пусть прирост в октябре составил 89%, потом – небольшой прирост на уровне 6%−10% ноябре и декабре. Но по итогам года прирост составил 20,3%. А с января спад на 47%, в феврале— еще на 58% относительно февраля 2008 г. Рынок вермутов стремительно рос в последние годы. Благоденствие заканчивается, и падает напиток коктейльной культуры. Мы продолжаем ожидать устойчивого спада на уровне не более 30% по данной продукции. Причем в прошлом году импортные вермуты вышли на уровень 3 млн дал в год.

Плодовые вина – празднуют победу. При их небольших объемах импорта эта продукция растет. И рост ей обеспечили прежде всего болгарские плодовые вина. По итогам 2008 г. импорт вырос на 101%. Напомним, что рынок плодовых вин в России имеет четырехлетние циклы: 2009 г. – года начала очередного цикла и спада рынка. В это же время импорт решил расти. Но он составляет не определяющую долю на рынке плодовых вин. В январе рост импорта на 86%, а в феврале на 207%.

САН: конец 2008 г. ни о чем не говорил, так сравнение шло с кризисными месяцами для этого напитка 2007 г. А вот январь и февраль 2009 сравниваются уже с нормальным 2008 г. Итак, рост на 68% в январе и на 27% в феврале. Пока антиалкогольных санкций против этих напитков и пива не предпримет антиалкогольная программа государства у них все должно быть нормально (в целом). Прочий алкоголь (он дороже) будет долбать и кризис и антиалкогольная политика государства, а самый дешевый легальный алкоголь (САН и пиво) – только антиалкогольная политика.

Пиво: есть некоторый спад импорта (на 4%−15%), он может и усилиться, поскольку по импорту заходит только недешевое пиво.

Сырьевая группа:

Таблица. Динамика изменения импорта алкогольной продукции в период кризиса в 2008— 2009 г.г.

Продукция

Прирост импорта в октябре 2008 г. к октябрю 2007 г.

Прирост импорта в ноябре 2008 г. к ноябрю 2007 г.

Прирос импорта в декабре2008 к декабрю 2008

Прирост импорта в янв— дек 2008 г. к янв— дек 2007 г.

Прирост импорта в янв 2009 к янв 2008

Прирост импорта февраля 2009 к февралю 2008

Группа крепких алкогольных напитков (1)







Водка и ЛВИ

-5,3%

-33,7%

-45%

-0,8%

+5,8%

-40%

Коньяк и бренди

+86,7%

+5,3%

+14,3%

+50,6%

-43%

-38%

КСН (виски, джин, ром, текила, абсент)

+43,7%

-1,2%

-20%

+12,2%

-27%

-52%

Кальвадос







Группа низко алкогольных напитков (2)







Группа винной продукции (2.1)







Вино виноградное

+2,1%

-8,1%

-3%

+2,95%

-44%

-29%

Шампанское и игристое

+233%

+25,6%

-27%

+62%

-43%

-58%

Вермут, сидр, другие ароматизированные вина

+89%

+6,6%

+10%

+20,3%

-47%

-56,5%

Плодовые вина

+366%

+16,8%

0%

+101%

+86%

+207%

Прочая низко алкогольная продукция (2.2)







САН

В 1 000 раз

+38,2%

+30%

-1,6%

+68%

+27%

Пиво


+11,6%


+51,5%

-4,5%

-15%

Подгруппы алкогольной продукции (3)







Подгруппа Водка и ЛВИ (3.1)







Водка

-8,9%

-37,4%

-47%

+7%

+4%

-42%

ЛВИ в целом

-0,7%

-28,4%

-42%

-11%

-55%

-36,5%

ЛВИ >25%

+1,6%

-40,6%

-35%

-7,5%

-60%

-30%

ЛВИ <25%

-7%

-2,5%

-51%

-21%

+9%

-59%

Подгруппа КСН (виски, джин, ром, текила, абсент) (3.2)







Виски

+35%

+4,7%

-27%

+13,7%

-24%

-55%

Ром

+87%

-20,7%

-3,7%

+11%

-46%

-63%

Текила

+91%

-32,3%

-26%

-26%

+12%

+39%

Джин

+54%

-53,7%

+10%

+6,1%

-56%

-66%

Абсент

+71%

+33%

+21%

+38%

-28%

-32%

Подгруппа Вино виноградное (3.3)







Белые вина высшей категории

+93%

-4%

-6,5%

+38%

-22%

-5%

Белые вина (прочие)

-6%

-16%

-0,2%

-2,3%

-51%

-35,5%

Красные вина высшей категории

+17,4%

+21%

+4,6%

+38,6%

-32%

-1,5%

Красные вина (прочие)

-9%

-13,4%

-5,3%

+0,1%

-45%

-36,4%

Вина крепленые (высшей категории)

+76%

-12,3%

-17,7%

-38%

-79%

+97%

Вина крепленые прочие

-8%

+5,7%

-5,4%

-34%

-33%

-25,5%

Вина высшей категории (белые + красные)

+41,8%

+9,7%

-0,5%

+38,3%

-27%

-3%

Вина высшей категории (белые + красные+ крепленые)

+44,3%

+8,3%

-2,1%

+30,3%

-29%

-1,3%

Вина прочие (белые + красные)

-7,8%

-14,6%

-3,2%

-0,5%

-47%

-36%

Вина прочие (белые + красные+ крепленые)

-7,8%

-14%

-2,7%

-3,2%

-47%

-35,4%

Сырьевая группа (4)







Спирты коньячные

-60%

-17%

+6,7%

-34%

-22%

-55%

Виноматериал виноградный

-22%

-47%

-27%

-16%

-83,5%

-35,5%

Спирты коньячные: на фоне спада импорта коньяка, роста производства коньяка в России мы видим спад импорта коньячных спиртов. Для России противоречащие друг другу и логике тенденции – это все в пределах нормы. Спад устойчив: по 2008 г. на 34%; в январе на 22%, а в феврале уже на 55%. При этом импортный коньяк у нас давно уже не занимает более 20% рынка коньяка и бренди.

Виноматериал виноградный: спад очень серьезный с октября 2008 г. В новом году спад только усилился.

К сожалению, вести летопись кризиса алкогольного рынка очень грустно. Кроме пессимизма эта летопись ничего не навевает. Но рынок жив, потребитель жив, и чуть появится у него немного больше денег, мимо нашего бизнеса он не пройдет.

А напоследок о западной хитрости. До чего же живуч и хитер капитализм; социализм был открыт и бесхитростен, потому и погиб. На западе пытаются развить понятие «этичный товар» или «этичный продукт». Это касается сегодня именно продуктов питания, поскольку они – последнее от чего откажется население. Это понятие оправдывает высокую (или повышенную цену) относительно аналогичных товаров. Он, якобы, дороже не потому, что спекулянты (производитель и цепочка продавцов) заложили в нем огромную прибыль, нещадно эксплуатируя свою наемных рабочих, а потому, что наемные рабочие получили высокую и достойную зарплату в Африке, Азии и т.д. Насколько же это умно и хитро! Насколько здорово придумано! Какой глубокий смысл! Не зря едят свой хлеб маркетологи на западе. Обкатываю сегодня этот принцип именно на самом правильном товаре – продуктах питания. Потом его можно будет распространять и дальше.

Почему в Москве 1 кв м жилья стоит дороже 6 000 дол? А вот и ответ готов! А почему бутылка этой водки стоит 5 000 руб. в России? А вот!

В общем— жизнь продолжается. Какое отличное дополнение к бизнесу, основанному на стоимости окружающего предмет воздуха – брендингу!

Поделится: