Братья-славяне: обзор алкогольных событий — заметки дежурного эксперта центра «ЦИФРРА»

Как летит время; вот уже пришел черед сравнения того, как закончили 2009 год три наши братские страны.

Алкогольные рынки должны ждать в 2010 г. атаку извне – это ВОЗ расправила крылья и пытается реабилитировать свои коммерческие провалы на других фронтах нападками на мировой алкогольный рынок (вплоть до тотального всеобщего роста цен на алкоголь до уровня недоступности и введения всеобщей госмонополии). Наши правительства будут к этому прислушиваться, так как свои оракулы не в счет. Ну, и от внутренних атак бизнесу тоже придется отбиваться.

В общем и целом – кризис мы переживаем. Россия вступает в эпоху реформаторства алкогольного рынка. Руководство государства не вылезает с ежедневных совещаний и заседаний, щедро транслируемых ТВ. Значит, работа по «выходу нас из кризиса» плодотворно продолжается. Алкогольному рынку пообещали к 2020 г. вывести в свет всю его теневую часть. Значит, так и сделают. А пока год начался – как обычно – с легкого отрезвляющего кризиса у импортеров и напоминания о существовании в России ЕГАИС, а также нестрашного пока введения минимальной цены на водку; и создания из значительной части производителей нелегальной водки отдельного Федерального округа. Это внешне. А внутренне – переход системы лицензирования к «Росалкоголю». Наше будущее – принятие знаменитых 50 законопроектов Госдумой; оценка системы госмонополии на алкоголь в разных формах; реализация Концепции и антиалкогольных программ (в ближайшее время каждый регион создаст свою мини-концепцию). И хотелось бы увидеть в 2010 г. начало борьбы с нелегальной водкой (на примере каких-то новых регионов) — теперь бороться с ней никто не мешает (высокая цена вышибла из-под нее социальную роль).

Кстати, Таможенный союз должен еще что-то и с нашим водочным рынком сделать – не может не пойти к нам широким потоком белорусская прекрасная водка.

Украина умудрялась в 2009 г. не только готовиться к выборам, но и реформировать свой рынок алкоголя. Причем начали они этот процесс с началом кризиса (15 октября). Их реформы – ровесники кризиса. Ведение новых марок; тотальное введение минимальных цен: оптовых и розничных с наценкой розницы от 23% до 28% на водку, коньяк, тихое вино. Все это позволило структурно изменить рынок водки и ЛВИ: если раньше ЛВИ в его структуре достигали 43% за счет того, что под эгидой низкоградусных ЛВИ продавалась водка, то теперь доля ЛВИ упала до 25% в 2009 г. (в России ЛВИ – около 16%−18%); кроме того – новые разноцветные марки не позволяют клеить марки на 100 г на бутылки по 0,5 л. Все это позволило собрать в 2009 г. акцизов на 20% больше; нарастить производство водки на 10% (хотя в раздел водка попадает далеко не вся водка легальная Украины); но потерять в общем объеме водки и ЛВИ около 7%. Алкогольная экономика Украины гораздо устойчивее ее политического устройства. Кроме того, в Украине вновь поменялся внутренний водочный лидер: вслед за «Немирофф» и «СВ» отправилась активно покорять российский рынок «Хортица», этим воспользовалась «Баядера». Украину ждет продолжение реформ в 2010 г. и сужение легального алкогольного рынка при дальнейшей реализации планов повышения ставки акцизов в 1 квартале. Половина водочных заводов Украины уже стоит с лета 2009. Государственный «Укрспирт» делает все, что хочет с ценами на спирт.

Белоруссия стабильно и спокойно регулирует свой рынок. Доступ к легальному алкоголю имеет все население республики не потому, что он дешев, а потому, что уровень жизни населения даже через почти полтора года кризиса позволяет это. Хотя и там явно выросло в партизанских лесах производство самогона — но это уже традиция. Из главных итогов – продолжение политики импортозамещения качественной продукцией местного производства из качественного импортного сырья. В условиях Таможенного союза мы получим из Белоруссии дешевый виски, текилу, ром и т.д. уже в 2010 г., что может несколько изменить картину нашего рынка. То, что не смогли сделать наши операторы рынка за эти годы, привнесут белорусы. Это если белорусские власти увеличат квоты на производство такой продукции. Придет к нам и белорусская водка.

А теперь подробнее об итогах двух лет.

Группа крепкого алкоголя

Водка и ЛВИ:

- Россия потеряла в 2008 г. 7,6% производства легальной водки и ЛВИ; в 2009 г. еще 7,3% (хотя – могло быть и больше; производители на всякий случай затарились продукцией на месяц — полтора). Итого потери общие не менее 15%. Спад стабильный по доле. Если госконтроля за вытеснением нелегальной водки по 89 руб. из розничной торговли не будет, то мы рискуем потерять в 2010 г. еще не менее 7%. Объем нелегального рынка водки и ЛВИ по итогам года не менее 38%−39%.

- Украина потеряла в 2008 г. 5,3% своего легального объема водки и ЛВИ; в 2009 г. еще 6,5%. Итого, общая потеря объема около 12%. Ненамного лучше нас. Но не надо забывать, что в этот период «СВ» практически перестал возить свою продукцию в Россию — полностью перешел на производство для России в России. Прекратился завоз «Мягкова», который купила «Синергия» и т.д. Это уже несколько млн дал в год. С учетом того, что внутри сегмента произошло лишь статистическое перемещение объемов между водкой и ЛВИ (видимо, это плюс, который дал нарастить собираемость акцизов на 20%), в целом, вроде бы, объем легального рынка упал серьезно за два года, а на самом деле – все не так плохо. Нелегальный рынок – минимум 25%— 27%. С учетом же падения импорта водки и ЛВИ из Украины объем рынка водки и ЛВИ в 2009 г. даже в результате реформы либо остался почти прежним по объему, либо несколько упал.

- По Белоруссии (как обычно) только розничные продажи, но зато гарантированно точные. В 2008 г. белорусы выпили водки и ЛВИ больше на 13,7% чем в 2007 г. (виной тому явно не только кризис; за последний квартал кризиса настолько потребление не нарастишь), а в 2009 г. остановились на приросте в 0,3%. Кризис стабилизировал в Белоруссии потребление водки и ЛВИ. Но при этом производство выросло на 14% (часть успеха 2008 г. можно точно отдать «Дионису» за экспортные программы «Бульбаша»).

Ситуация отдельно по водке и отдельно по ЛВИ – в таблице (по всем трем странам).

Коньяк и бренди:

— Россия преуспевает – рост в 2008 г. производства бутилированного коньяка на 9,7%; в 2009 г. еще на 28,3%; в целом рост за два года более 40% за счет дешевого продукта и «объемного» замещения импорта. В общем-то российскому коньяку и бренди в России больше расти некуда, но загадочен этот сегмент рынка в России. Объем легального (пусть и в значительной степени фальсифицированного) рынка коньяка и бренди (с учетом производства и импорта) в кризис сохранился на докризисных уровнях. По всей видимости, контроль за рынком коньяка в России так и не налажен.

— В Украине нормальная реакция на кризис на коньячном рынке: в 2008 еще сохранился рост производства на 8%; а по итогам 2009 г. уже спад на 19,3%. Как и должно быть. Падение потребления на 15%−20% дорогой продукции – нормальное явление.

— Схожая в Белоруссии ситуация с Украиной. Там потребление (розничные продажи) в 2008 г. выросло на 70% (белорусы наладили собственное производство из молдавских, украинских и армянских коньячных спиртов и продукт стал доступнее по ценам); а в кризис продажи упали на 27%. Потому и водка у них не упала в кризис.

Группа низкоалкогольной продукции

Вино виноградное:

— Россия стабильно удерживает уровень своего производства виноградного вина уже три года (в 2008 спад на 1,9%; в 2009 спад на 0,6%). При российских обычных кризисных колебаниях – это стабильность. Кризис удержал российское производство от роста в 2008 г. При этом потребление вина в России упало на 10%−15% (за счет падения импорта). Фактически произошел спад потребления вина только в сегменте дороже 130−140 руб. за бутылку. Есть шанс, что производство вина в 2010 г. не упадет, а хотя бы сохранится на уровне последних 3 лет.

— Украина завершила 2008 год лучше России (рост на 9%); но свой уровень в 2009 г. (как и Россия) смогла сохранить (рост +0,6%). Возможно, помогли минимальные цены, а также, что ВТО не смогло реализовать свои планы по заливу Украины дешевым импортным вином. Есть шанс и у украинцев не упасть в следующем году — посмотрим, куда поведет страну новый президент (в Россию или на Запад).

— Белорусов власть приучала к виноградному вину; производство собственное нарастало; в результате в 2008 – рост продаж на 20,9%; а в 2009 падение на 6% (все-таки в кризис свои крепленые плодовые роднее). Спад мог быть и значительно больше, хотя виноградное вино в Белоруссии – не 15% рынка вина.

Шампанские и игристые:

— Россия потеряла в 2008 г. 3,7%; а в 2009 еще 6,9%. Но после того стремительного роста, который мы видели в предшествующие кризису два года – более 50%, спад за два года на 11% еще не кажется поражением. Дальнейшего падения производства уже быть не должно.

— В Украине (если верить статистике) падение производства в 2008 достигло 35% (на 25% упали шампанские вина и в три раза игристые). И на таком жутком уровне рынок продержался весь год и закончил 2009 падением еще на 6,7%. Странно, вроде и иностранцы купили КЗШВ, и все условия для праздничной жизни создавали Ющенко и Тимошенко (сколько должно было выпито быть только по случаю присвоения звания героя Украины Бандере; почему бы и Петлюре не присвоить такое звание, и Мазепе). В общем – внутренний рынок падает, но популярность украинских шампанских в России не снижается.

— А покой и социальную нирвану населения в Белоруссии как раз и отражает потребление шампанских и игристых: рост в 2008 году на 5,1% и в 2009 еще на 1,2%. Живут себе и радуются. А теперь посмотрим: заставит ли Таможенный союз (присоединение нас друг к другу) их меньше пить шампанского и игристого или нет? Кто на кого будет больше влиять?

Плодовое вино:

— Россия находится на этапе «спуска» очередного четырехлетнего плодово-ягодного цикла (рост производства в 2008 – на 18,2%, в 2009 на 7,3%; в 2010 г. должен быть спад и производства и импорта, а с 2011 новый подъем).

— Украина данных не дает;

— А белорусы, которых от креплено-«натуральных» (в смысле — на натуральном сырье) плодовых вин правительство отучает, снизили потребление на 5% в 2008 г. (а должны были на 10%), в 2009 еще на 7,1% (при плане в 10%).

САН:

— Несчастный рынок в России: в 2008 г только чуть поднялись после кризиса 2007 на 28%, в 2009 г. развернулась против продуктов мощная антиалкогольная компания (в результате – падение на 8,4%); а в 2010 г. производство упадет еще на 15% минимум.

— Украина: в 2008 г. – рост на 15%; по 2009 г. данных до сих пор нет, но мы ожидаем стабильности рынка на уровне 2009 г.

— Белорусы только постигают этот рынок; потому – падение потребления в 2008 г. на 7,8%; но в начале 2009 г. власти пригрозили, что ликвидируют этот рынок в ближайшее время (и производство, и импорт); и вот уже по итогам 2009 года рост потребления на 3,8% (хочется попить перед концом рынка);

Пиво:

— Многострадальный от неразделенной любви к российской власти и плачущий пивной рынок упал в 2008 на 0,6%, а в 2009 г. еще примерно на 6,5% (пока точных данных нет). Может упасть в 2010 еще не более чем на 10%−12%.

— Украина – рост в 2008 году на 2%; падение в 2009 на 7%. Падение производства симметрично нашему.

— Белорусы потребили в 2009 на 6,3% больше, чем в 2008. Прогрессируют. Хотя там пиво из киосков убрали еще в начале года. Может, наши пивняки тоже зря сопротивляются переносу пивной торговли в нормальные магазины?

В общем и целом, очередной год прошел. Впереди еще более интересный и в целом – спокойный (все самое плохое уже случилось). Самым беспокойным он будет в России — у нас впереди глобальные алкогольные реформы.

Поделится: