Битва титанов

Обзор алкогольных событий — заметки дежурного эксперта Центра «ЦИФРРА».

В последние годы бесславно закончились многие международные «пугалки» Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ. Почему-то о них очень быстро забывают и не пишут. А зря. Потерпев фиаско в качестве «коммерческого партнера» крупных международных фармацевтических компаний и «проиграв» коммерческие программы «Птичий грипп», «Свиной грипп» и т.д. (ведь обещали ли то вселенские катастрофы; все это оказалось сродни коммерческо— компьютерной программе «Миллениум», программе борьбы с потеплением климата и т.д.), ВОЗ решил выбрать в очередной раз точного, безответного и понятного врага – алкоголь. Здесь промашки у него не будет. Алкоголизация действительно растет во всем мире, в том числе и скандинавских странах; и по всему цивилизованному миру среди молодежи и женского населения. Поэтому, Россия – не страна моральных уродов и изгоев мировой истории; мы движемся в русле мировых трендов, но предпочитаем крепкое. При этом, мы согласно, что спиваться населению – достаточно обидно.

По нашему мнению, новая антиалкогольная программа ВОЗ направлена на «реабилитацию» организации (как российская антиалкогольная государственная концепция) после ее провалов на ниве прочих «коммерческих программ» и предлагает «установить мировую госмонополию на продажу алкоголя и реализовывать ЛВИ в строго определенное время». Так, уже в январе 2010 года в Исполнительный Комитет ВОЗ будет подан проект глобальной стратегии уменьшения вредного употребления алкоголя. Комитет должен будет решить, нужно ли вносить изменения, рекомендовать ли проект стратегии к согласованию 63 Всемирной ассамблеей здравоохранения в мае 2010 года. В Документе содержится целый ряд рекомендаций, направленных на борьбу с распитием спиртных напитков.

Среди них:

— всемирное повышение ставки акциза на алкоголь;

-ограничение или полный запрет прямого и непрямого маркетинга;

-ограничение объемов продаж продукции;

-регулирование новых форм маркетинга;

— одни из самих радикальних мер, которые предлагаются проектом – ограничить продажу алкоголя специализированными магазинами, которые будут принадлежать государству, а также продавать спиртные напитки лишь в строго определенное время.

Причина введения всего этого «сборника» мер только одна: ни эти, ни другие меры, рекомендованные ВОЗ не работают и работать не будут в силу их сплошного популизма. Именно поэтому и продолжается алкоголизация во всем цивилизованном мире без исключений. Каждая страна имеет свое «лицо» и свои особенности. Что приемлемо в Скандинавии, никогда не будет работать в славянских странах. Маленький пример: тут наши борцы хотят распространить западный опыт распределения магазинов по продаже алкоголя – 1 на 5 000 жителей. Но забывают, что там в магазинах продается чуть больше половины алкоголя, а вторая половина реализуется в «барчиках», которые на каждом шагу. Если посчитать и их, то плотность алкогольных продаж будет значительно выше.

А ВОЗ надо оправдывать свое финансирование, как-то реабилитироваться за прошлые грехи – неудачные коммерческие проекты. Поэтому теперь уж цель выбрана безошибочно. Можно бороться вечно, и финансироваться на эту борьбу также вечно.

Концепция стала документом

Маленькая вставка. И чего мы все так обиделись на Минпромторг по поводу сверхсрочного введения лицензирования? Грустно наблюдать – как нами управляют ветви законодательной и исполнительной власти, Правительство, например. Вспомните - как государственные топ-менеджеры России не смогли заблаговременно договориться о поставках газа в Европу (новогодние праздники с 2007 на 2008). И никто из них за это не уволен и не наказан. В очередные новогодние праздники 2008— 2009 (и до сих пор) не смогли договориться с белорусами. На этом фоне какой-то затык с импортом вина и виноматериала – такая мелочь. Это просто маленький элементик слабости государственной административной системы. И ничего в ней не меняется. Административную же реформу бросили, не закончив.

Что ж, год пока начался не очень весело— тигр укусил рынок за задницу: встал импорт, встала ЕГАИС. Но есть и «положительный» момент— следом за Правительственной комиссией Зубкова Премьер утвердил второй вариант Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. У государства появился базовый, рамочный, нормальный, рабочий документ, которым всегда можно отчитаться. Это антиалкогольный документ, политический документ. Он позволяет двигаться дальше; есть с кем бороться— нелегальный рынок, рынок суррогатов, потребители с избыточным потреблением алкоголя. Как появился второй вариант, мы сразу сказали, что надо его принимать оптом и в целом.

Кое-чего там не хватает: например, развития направления ответственности самого потребителя за употребление и злоупотребление алкоголя; роли вина и необходимости развития виноградарства и виноделия в России, как единственного алкогольного продукта в России, способного конкурировать с крепким алкоголем в процессе изменения структуры потребления; необходимости создания мощной молодежной социально— экономической политики (доступное образование, жилье; гарантированная зарплата, позволяющая содержать семью и детей, и т.д.); необходимости сегментированного подхода к нашему пьющему населению и т.д. Но роль этой Концепции — быть базовым документом. 80% успеха или неуспеха Концепции – это социально-экономическое развитие не государства в целом, не ВВП и уровни фондовых индексов, цены на нефть и газ, а уровень и качество жизни индивидов, из которых состоит общество потребителей алкоголя.

Как писали СМИ в сентябре: «Медведев поручил Путину разобраться с алкоголизацией населения». Вот и появилась громкая политическая предвыборная программа — по желанию государства снизить потребление алкоголя за 10 лет в 2 раза. И пусть она будет; понятно, что в 2 раза не снизят, но — на сколько снизится, на столько снизится. Снижать потребление алкоголя в абсолютных единицах спирта надо однозначно. Кроме того, как заявил тов. Сталин в конце 30−х после «съезда победителей»— важно не как проголосовали, а как посчитали. Посчитают так, как надо будет.

Пусть в 2013 г. Правительство с неким Премьером во главе спокойно доложат государству и обществу, задачи первого этапа Концепции решены и что мы вышли с 18 л абсолютного алкоголя на сегодняшний в 14,5— 14,9 л (для населения старше 15 лет). Мы в пятницу приводили некие цифры: итогов 2009 г. пока нет, поэтому воспользуемся собственными расчетами по 2008 г.: потребление алкоголя населением старше 15 лет – у нас не более 14,5— 14,9 л в год; крепкий алкоголь и его суррогаты – около 7,7 л (52%); пиво и САН— около 5,3 л (35,8%); а вино – все— около 0,85 л (5,7%). В 2009 г. потребление легального пива и САН должно упасть на 5%−7% в целом— до 4,9— 5 л (объем рынка неучтенной продукции этих сегментов оставим за рамками проблемы; нелегальный алкоголь в России, как и в любой другой «нетоталитарной» стране 6ыл, есть и будет; кроме того, пиво и САН действительно никого в алкоголе замещать не будут— в этом плане мощную пропаганду развернул пивной рынок в обезличенных статьях в СМИ— якобы водочное лобби задушило прогрессивную пивную политику; нет на деле никакой прогрессивной пивной политики в России, несмотря на их программы и отчеты о социальной ответственности; мы лично будем считать победой, если государство удастся убедить в возможностях винного рынка; сегодня задушен не пивной, а винный рынок); вино упадет до 0,75 л за счет падения импорта; крепкий алкоголь и его суррогаты упасть с уровня 7,7 л не должны.

Если же говорить о структуре нашего пьющего населения, то 75% этой группы (умеренно пьющие – в пределах 11— 1,5 л в год на душу) теоретически могут снизить потребление за счет частичного перехода на вино примерно на 1,5— 2,5 л за эти годы; а вот гораздо сложнее с малоимущими – это не менее 25% группы пьющих; пьют на уровне 35— 40 л абсолютного алкоголя в год на душу. Слишком многое надо изменить в их жизни, чтобы они сократили свое потребление; при этом эта группа выпивает около 50% алкоголя и суррогатов России. Только изменения в этой группе могут снизить общий показатель алкоголизации; поэтому государству было бы логичнее разделить население на группы и считать сегментированную алкоголизацию – хотя бы примерно.

Повального снижения потребления добиться все равно не удастся. Действительно, за 10 лет кризиса «просто вымрет» значительная часть малоимущих потребителей (мы не кощунствуем, а констатируем то, что реально будет). Они в какой-то мере снизят общий объем абсолютного алкоголя, но только в том случае, если в эту группу не будет притока населения. А этого гарантировать мы не можем. Возможно, что государство может.

Пусть нас сочтут фантазерами, но для нормального человека вполне нормально будет заменить 1 бутылку крепкого алкоголя в 40% двумя бутылками нормального натурального вина по 11%−13%. Это реальное снижение абсолютного алкоголя в 1,74 раза. Это не значит, что вся водка и т.д. будет замещена в такой пропорции вином. Но это реальный и разумный путь «объемного замещения», который не дали ни пиво, ни САН.

В общем – есть эта Концепция и есть. Пусть по ней дальше государство и общество работают.

Поделится: