Обзор ЦИФРРА событий на зарубежный рынках (25 мая 2009)

Загадочные для шведских экспертов шведы; Кризис в Киргизии; Ю. Корея и Украина

Загадочные для шведских экспертов шведы

Самым большим удивлением для шведских экспертов по алкогольному рынку стало разочарование в своем шведском народе. В разгар экономического кризиса потребление шведами спиртных напитков увеличивается, а не падает – как предполагали шведские специалисты по шведской алкогольной душе. При этом шведы отказываются от посещения ресторанов и выпивают дома. С чего вдруг шведы должны были меньше пить – непонятно. Объем продаж в магазинах шведской государственной монопольной торговли спиртным «Systembolaget» увеличился в апреле 2009 г. по сравнению с апрелем прошлого года на 10%.

Просто мы всегда считали, что шведы— нормальные люди (и получили этому еще одно доказательство), и никакая видимость госмонополии в Скандинавских странах не даст никаких положительных сдвигов в снижении потребления алкоголя. Они всегда найдут возможность употребить. Другое дело, что высокий уровень жизни, доходов, медицины позволяли им это делать более культурно (в системе доступной для абсолютного большинства населения Хореки) и с меньшим риском для жизни.

Кризис в Киргизии

В Кыргызстане из-за мирового финансового кризиса на грани закрытия целых 5 предприятий по выпуску алкогольной продукции. Из-за нехватки оборотных средств в первом квартале 2009 года практически не работали три предприятия, а в апреле приостановили свою деятельность еще два. Это «Столичный ЛВЗ Бишкека», «Алтын-Алко», «Ал-Суу», «Сманов–Алко» и Ross Alko Trade. По отзывам самих киргизов – все это серьезные предприятия. В настоящее время из-за нехватки денежных средств данные заводы в основном занимаются реализацией остатков готовой продукции. В апреле 2009 г. в Киргизии начался резкий спад производства коньяка.

Республика небольшая. Процессы там не могут «размазаться» и «затеряться» по всей территории, как в России. Посмотрим, что там будет дальше.

Корея (Южная)

Мир достаточно снисходительно относится к корейскому алкоголю. Но это если не знать о том, что только на экспорт Корея направляет ежегодно около 230 млн л алкоголя. Поставки такой алкогольной продукции, как соджу (местная традиционная водка различной крепкости), такджу, а также пива из Кореи в прошлом году выросли на 23%.

Согласно данным Государственной налоговой службы (Кореи), всего за 2008 г. Корея экспортировала 228 млн. л алкогольной продукции в 65 стран, что на 22,9% больше, чем в предыдущем году. Япония была основным экспортным рынком, на ее долю пришлось 131 млн. л, что составляет больше половины от общего объема. Далее следует Гонконг (45 млн л) и Монголия (14 млн. л) соответственно.

Поставки соджу выросли на 1,34% до 88,8 млн. л, составив более 100 млн. дол в стоимостном выражении. В принципе это сопоставимо с экспортом российской водки – ушло ее в 2008 г. из России около 74 млн л.

Экспорт такджу (сладковатого слабого рисового вина) увеличился на 26,6%. Порядка 90% было импортировано Японией, из-за убеждения, что этот напиток обладает оздоровительными свойствами. Япония оказалась вообще легко убеждаемой страной— и красные вина Европы идут туда активно из-за убеждения японцев в их полезности для здоровья. Следят за своим здоровьем японцы!

Корейское пиво также пользовалось высоким спросом за рубежом, рост поставок составил 23%, по сравнению с предыдущим годом. Более 60% всех его поставок пришлось на Гонконг.

Внутреннее потребление соджу и пива также выросло в 2008 году. Потребление алкогольной продукции в прошлом году достигло 3,39 млрд. л, что на 3,2% больше, чем в прошлом году. Пива было выпито 2,05 млрд. литров; местной водки (соджу) – 1 млрд. л. При населении в 50 млн человек – это по 20 л соджу на душу. А если считать по европейским методикам (на души старше 15 лет), то более 25 л на корейскую душу. По всей видимости, это все еще влияние многолетнего присутствия американцев в недалеком прошлом. Спасает нацию то, что не вся эта соджу 40%−ая (как наша водка), а есть и по 20% и т.д.

Одновременно с этими процессами идут и другие. В 2008 г. корейцы выпили 31 млн. л виски (по 0,8 л на взрослую душу; в России этот показатель не более 0,1 л на душу), что является самым низким показателем за последние 5 лет в Корее, а потребление вина виноградного снизилось на 12,5%.

Налицо то, о чем мы говорили в октябре 2008 г.: надеяться на Азию европейским и прочим алкогольщикам в кризис не стоит; снизится потребление европейской и прочей продукции; вырастет потребление местной (и не только из-за ее дешевизны относительно импорта) – Азия винит в кризисе Америку и Европу, что развивает алкогольный патриотизм.

Украина.

В свете подготовки к повышению цен (из-за роста акцизов) и выводу производства легальной водки в России украинское население однозначно перейдет на домашнюю горилку и нелегальную водку. Последим за этим экспериментом со стороны. Введение минимальных цен на водку привело к странным последствиям: растет производство водки, резко (чуть ли не вдвое) падает производство ЛВИ, при этом в целом рынок легальной водки и ЛВИ, конечно, падает (по статистике). Там идут какие-то странные внутренние процессы.

Но после повышения в июле акцизов спад производства легальной водки не может не наступить. Производители сопутствующих и сырьевых товаров уже подняли цены. В Украине сахар стал лидером по росту цен в апреле. Так, на потребительском рынке в апреле цены на продукты питания и безалкогольные напитки выросли на 1,2%. Больше всего подорожал сахар – на 8%. Об этом свидетельствуют данные Госкомстата Украины.
В России ситуацию спасает благожелательная по отношению к нелегальным производителям водки политика государства. Зато нет таких скачков цен на сахар относительно других продуктов.

Дополнение к Украине – о хохляцкой хитрости (просто ремарка).

Интересные статьи пошли в Украине. Там все еще «упиваются» ростом водочного рынка. И даже названия материалов «внушают»— «Водочный рынок Украины будет «играть» по-другому». Не будет он играть по-другому; в Украине идет какая-то «статистическая игра», понятная только им.

Приводят они следующие данные (мы о них не раз писали в наших материалах о Братьях— Славянах; скоро вновь будем подводить итоги между Россией, Украиной и Белоруссией по производству легального алкоголя): «в январе-марте 2009 года производство водки в Украине по сравнению с январем-мартом 2008 года увеличилось на 15,8%, или на 1,227 млн. дал до 8,972 млн дал. В то же время в России в первом квартале 2009 года снизилось производство водки и ЛВИ на 17,9% — до 21,6 миллиона декалитров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство водки и ликероводочных изделий в России в целом за 2008 год снизилось на 7,6% — до 121 миллиона декалитров».

Задел нас за живое этот материал. Почему –то забывают украинцы, что у них производство ЛВИ упало почти на 56% в 1 квартале, что в результате «уронило» производство водки и ЛВИ в Украине в целом на 15,2%. А у нас на 17,9% — есть ли большая разница? Другое дело, что у нас водка падает, а у них растет. Но это уже из другой области. Они сами знают – в чем феномен такого роста.

Как они пишут; «В Украине прирост объемов производства происходит за счет нижнего ценового сегмента. По оценкам операторов водочного рынка, на долю нижнего ценового сегмента (до 20 грн. за бутылку 0,5 л) сегодня припадает не менее 35% от общего объема производства украинской водки. В связи с кризисом и ростом ставок акцизного сбора с 1 июня текущего года доля нижнего ценового сегмента будет расти. Согласно данным международного агентства ACNIelsen, Украина по объемам продаж крепкого алкоголя в 2008 году продемонстрировала самый быстрый рост в мире — 43%. В России показатель роста составил всего 17%, страна занимает четвертое место в рейтинге».

Статистика рассчитана на непонятно кого: вы себе можете представить государство, в котором за год объемы крепкого алкоголя (в чем угодно: в литрах, в гривнах, в попугаях) выросло на 43%? При этом серьезного роста экспорта в 2008 г. не было (да и сам экспорт крепкого алкоголя в самые лучшие украинские времена не превышал 22%).

Украинские власти, похоже, решили себя успокоить. А все с одной целью: показать благополучность ситуации после введения минимальных цен, чтобы не отдать в частные руки спирт, за что борются крупные частные компании Украины («Немирофф»; «Хортица», «Союз-Виктан» и др. операторы).

Поделится: