Алкоголизация общества начинается не с алкоголя

Неделю назад показали по первому каналу телепередачу в рамках антиалкогольного проекта «Общее дело». Обсуждалась проблематика детского пьянства. Наши эксперты также принимали участие в этой передаче, но большая часть выступлений была вырезана при монтаже, поэтому мы решили на страницах «ЦИФРРА» высказать «недосказанное».

Мир ждет тяжелое десятилетие. Причем более тяжелым оно будет для развитых стран мира (там население психологически не готово к столь мощному и длительному кризису). 70% населения России пребывает в кризисе все последние 20 лет, поэтому мы более адаптированы к будущим событиям. Мир ждет тотальная безработица, падение уровня жизни и т.д. Рецессия, экономическая и психологическая депрессия. Об этом лучше говорить заранее и к этому надо заранее готовиться. От психологической депрессии лучше защищен мусульманский мир своей религией. Кстати, в период мирового экономического кризиса пройдут проверку на прочность и различные религии как формы психологического спасения человека. Христианский мир вряд ли найдет в своей религии необходимую психологическую поддержку. Абсолютное большинство «христиан» по рождению слишком далеки от религии.

Если вернуться в Россию, то наше поколение в 30 лет пережило геополитическую катастрофу распада Союза, в 40 лет дефолт. Мы, как могли, сохраняли своих детей от проблем кризисов в эти годы. Сегодня самым трудным кризис будет для тех, кому до 30. Это и есть наши дети. Этот кризис ляжет на их плечи. У нас, тех, кто не умер и не спился в эти 20 лет, есть опыт преодоления кризисов, у молодежи его нет.

Кстати, сразу приведем еще раз данные о нашей демографии. О той молодежи, которую надо спасать (по мнению общественности – от алкоголизации, а по нашему мнению – от кризиса). Дети до 15 лет в России составляли в 2004 г. 15,7% от населения России; молодежь от 15 до 30 лет 24,5%; граждане от 30 до 45 лет – 22,1%; от 45 до 60 лет – 19,9%; 60 и старше – 17,8%. В 2004 г. мы имели в своей структуре населения детей в почти в 2 раза меньше, чем надо даже для естественного воспроизводства населения. Немногим будет отличаться картина в 2009 г., даже с учетом президентской программы деторождения в 2007— 2008 г.г. Однозначен спад рождения в 2009 г. и далее. Мы практически вошли в период демографической катастрофы. Попытка все грехи свалить на наличие алкоголя в обществе неверна. И потребление детьми алкоголя – это верхние ветки дерева комплекса проблем.

Таблица 1. Возрастная структура населения России в 2004 г.

Годы

2004

2004

Все
население

144 168 тыс.

100%

в том числе
в возрасте, лет:



0−4

6 632

4,6%

5−9

6 733

4,7%

10−14

9 247

6,4%

15−19

12 579

8,7%

20−24

11 941

8,3%

25−29

10 796

7,5%

30−34

10 024

7,0%

35−39

9 664

6,7%

40−44

12 166

8,4%

45−49

11 876

8,2%

50−54

10 416

7,2%

55−59

6 435

4,5%

60−64

6 368

4,4%

65−69

6 999

4,9%

70 и более

12 292

8,5%

В таких условиях проблема спасения молодежи (в том числе и от алкоголя) превращается в общегосударственную проблему. И алкогольный бизнес прекрасно это понимает. И антиалкогольная компания должна иметь место, но она (при всей своей зрелищности и популизме) далеко не главный рецепт сохранения молодежи. Понимание этого хотелось бы видеть в «умах» чиновников и общественных деятелей.

В последние годы перед кризисом в цивилизованных странах развернулась активная антиалкогольная компания. По разным причинам. Но те тренды, которые принесли в западное общество крупнейшие алкогольные мировые компании в виде роста потребления крепкого алкоголя в структуре коктейльно— клубной молодежной субкультуры вызвали противодействие общества. Молодежь действительно во всем цивилизованном мире активно потребляет алкоголь. Там показательно штрафуют дочерей президентов за употребление алкоголя, но это практически никого не останавливает.

Сегодня даже во Франции активизировалась антиалкогольная (антивинная компании). Всего 3 года назад министр здравоохранения Франции выступал и призывал население не злоупотреблять алкоголем, он называл нормы потребления: для мужчины не более 4— 5 бокалов вина в день, для женщины не более 3−4 бокалов (емкость бокала 150 г). Прошло 3 года – и мы видим активное наступление на вино даже во Франции. Не исключено, что это часть плана по сокращению винодельческой отрасли во Франции в связи с перепроизводством французского вина.

Обычно в мире идут от запретительных функций: ограничивают законодательно возраст, место, время и т.д. Начинают активнее бороться с нелегальной продукцией; активизируют антиалкогольное просвещение. Повышают цены на алкоголь, чем предполагают добиться двух целей: сделать алкоголь финансово менее доступным, чем (возможно) снизить потребление алкоголя, а второе— не допустить снижения поступлений налогов казну от алкоголя (в случае, если вдруг по причине дороговизны население станет меньше пить легального подорожавшего алкоголя). В качестве позитивного примера обычно приводится увеличение срока продолжительности жизни в тех странах, в которых применены жесткие меры ограничения. Никто не против этих мер, давайте их введем. Повлияют ли они на потребление алкоголя и его суррогатов в России. Сказать трудно. Тем более – на продолжительность жизни. Россию последних 15 лет пытаются сравнивать с развитыми странами Северной Европы, в которых в 70— 80 годы выросла продолжительность жизни. Эти меры не панацея; так давайте еще сравним докризисный уровень жизни россиян и скандинавов; уровень медицины и социальных гарантий государств, размер пенсий и надежд на будущее у молодежи, и т.д.

Нынешний кризис вызовет резкое потребление алкоголя в странах Европы и США, ухудшится и медицинское обеспечение, и социальные программы; мы увидим – как в этих странах начнет снижаться продолжительность жизни населения. Мы все это увидим в течение ближайших 5 лет. Но причиной этого будет не только алкоголь, а общая ситуация. Мы получим настоящие алкогольные и наркотически взрывы в развитых неазиатских государствах. Потребители этих стран пойдут по северной пути потребления алкоголя; они будут активно догонять Россию по уровню потребления.

В западном обществе потребления населению очень хотелось жить долго. Это был очень грамотный психологический стимул, но экономически несостоятельный. Общество потребления сломало основу капитализма – прежними столетиями сформированное гармоничное соотношение между богатыми и бедными. Борьба с алкоголизацией населения превращается в России в пустозвонство в условиях отсутствия комплексной социально— ориентированной на деле, а не словах социально – экономической программы. Даже последние относительно успешные 8 лет не продемонстрировали такой направленности при всех наших глобальных Национальных проектах.

Кто мешал (уж не алкогольное ли лобби, которого в России нет; лучшее доказательство этому— те регулярные раз в 2−3 года административные кризисы алкогольного рынка; все эти годы только прозападный пивной рынок чувствовал себя хорошо) мешал ввести в России давным-давно те меры, которые на слуху: запрет на продажу алкоголя детям и уголовную ответственность за продажу алкоголя; запрет на ночную продажу алкоголя; запрет на употребление алкоголя в России до 21 года; введение принудительного лечения от алкоголизма и восстановление ЛТП; грамотное и разумное алкогольное (или антиалкогольное) просвещение населения и т.д. Если запрет на продажу алкоголя детям все равно не работает, то – какая разница – на каком расстоянии от школы или детского сада будет размещен магазин, торгующий алкоголем (100 м или 200)? В принятии мер должна быть логика. Алкогольный бизнес категорически против продажи алкоголя детям. Чего не хватает государству, чтобы добиться хотя бы запрета продажи алкоголя детям? Надо принимать такие меры, которые могут быть реально обеспечены системой государственного контроля, прежде всего.

У нас в России кто-нибудь исследовал феномен: за последние 20 лет значительно сократилось число живущих мужчин— курильщиков и резко выросло число курящих женщин (причем пропорция численности мужского и женского населения на этот процесс влияния не оказывает)?. Уж точно не надпись Мнздрава на пачках, не вид разрушенных никотином легких на стендах в поликлиниках сыграли свою роль. Может, и такое исследование помогло бы в борьбе с алкоголизацией. А так популисты чиновники и популисты – общественники просто откровенно уводят решение алкогольной проблемы в сторону.

На передаче присутствовал представитель российского отделения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), который на прямой вопрос: «А что ВОЗ, много лет исследуя эти проблемы, мог бы порекомендовать России?» так ничего путного и не смог сказать о тех рекомендациях ВОЗ, которые существуют в мире. Никто не спорит о том, что злоупотребление алкоголем вредно для здоровья. Но добиться отказа от алкоголя практически нигде до сих пор не удалось.

Мир в своих антиалкогольных программах (поскольку всевозможные запреты там уже введены, а толку никакого нет) идет сегодня по двум главным направлениям: антиалкогольная пропаганда и рост цен на алкоголь за счет повышения ставок акцизов. Мир считает, что этими мерами сможет уберечь население (и прежде всего молодежь) от избыточного потребления алкоголя в период мирового экономического кризиса. Действительно, сегодня сохранение населения от депрессивной алкоголизации будет задачей национальной безопасности развитых государств. Особое значение она приобретает и для России.

Мы уже много лет утверждаем, что те меры, которые сегодня предлагают общественные борцы с алкоголем можно и нужно ввести (кроме сухого закона), хотя бы для того, чтобы убедиться – результат от них в России будет нулевой. Эти законы все равно не выполняются, а значит – нет главного – государственной системы. Есть только развитая система власти при неразвитой государственной и общественной системе. О чем говорить, если даже Гражданское Общество (в виде Общественной Палаты) у нас насаждают сверху, внизу –то нет никого, способного к самоорганизации.

Наше государство и общество, безусловно, хотели бы видеть перед собой трезвых, умных, прилично одетых, не ругающихся матом, работающих на благо своих семей и государство граждан, ведущих здоровый во всех отношениях образ жизни, создающих семьи и воспитывающих по 2,3 ребенка в полноценной семье с двумя родителями и т.д. Пока не получается ни у государства, ни у общества. Не получалось и до кризиса.

Передача «Общее дело» на первом канале – очень правильная и запоздавшая лет на 10 минимум. Будем считать, что еще не слишком поздно. Очевидно, что антиалкогольная пропаганда в мире будет в период экономического кризиса только нарастать. Но в России – все идет своим путем. У нас можно ожидать, что начинается подготовка общественного мнения и населения к введению непопулярных на алкогольном рынке антиалкогольных мер. Борьба с алкоголизацией вероятней всего заслонит необходимость борьбы с нелегальным спиртом и водкой, потреблением фальсификатов и суррогатов, в чем, прежде всего, заинтересован легальный бизнес. Хотя мы также против алкоголизации населения, о чем не раз цифрами доказывали. Алкоголик— россиянин не выгоден нам в социальном плане (как наш согражданин, склонный к проявлению преступных и других асоциальных действий в стране, где живем мы, живут наши родители и наши дети). НО он не выгоднее нам и в экономическом плане (кто-то сочтет это кощунством): алкоголик не имеет семьи, не имеет здоровых, полноценных детей, доживает до 40 лет, потребляет суррогаты и нелегальную продукцию. Легальному алкогольному бизнесу такой потребитель не нужен, пусть человек живет до 90 лет и умеренно пьет (как в Европе до кризиса) по 1−2 бокала вина за ужином.

Глобальная антиалкогольная компания может заслонить собой такие «мелочи», как проблематика самого алкогольного рынка и бизнеса, развития виноградарства и виноделия в России и т.д.
Конечно, надо сегодня любой ценой сохранить и приумножить молодежь и детей. И в России, и в мире. В России детская алкоголизация неотделима от взрослой. Но причины детской алкоголизации абсолютно социальны:

  • бесконтрольность молодежи со стороны родителей, государства, общества, школы. Если семья благополучная, то как родители могут не заметить – употреблял их ребенок сегодня алкоголь или нет. Детям до 16 лет вообще нечего делать на улице после 22.00. Кто-то из руководства страны недавно предлагал ввести «комендантский час» для детей. Очень правильное предложение. Молодежь и подростки должны быть под тотальным контролем семьи и государства. Ослаб нынче институт семьи, значит— государства, если оно обладает чувством самосохранения и думает о будущем. Увы, но американская модель с началом ведения взрослой жизни после окончания школы для России оказалась неподходящей.
  • безделье и тусовочное времяпрепровождение. Тусовочный образ жизни насаждается и активно культивируется. Молодежь и подростки должны быть постоянно заняты (в обязательном порядке). И соблюдение демократических свобод граждан здесь не при чем, если речь идет о национальной безопасности госудасрвта.
  • бесперспективность большинства молодежи. Сегодняшняя общественно— экономическая система поддерживает «дарвиновский» естественный отбор— выживает и выкарабкивается из «дерьма» только сильнейший. У абсолютного большинства молодежи и подростков нет гарантий получения нормального образования, а в перспективе - нормальной работы и жилья, которые необходимы для создания семьи и появления детей.
  • безыдейность в государстве и обществе. И в условиях разрушенной старой и не созданной новой отсутствие системы общественного воспитания в интересах государства. Мы наблюдаем мертворожденные политические молодежные движения, созданные политическими партиями. Детям нужна не мифическая свобода, «дебилизирующая» детей и молодежь м создававшая общество потребления в интересах глобализированного бизнеса, а общая государственная идеология.
  • безразличие государства к своему будущему. Молодежные проблемы (в том числе: демографические, алкогольные и пр.) сопровождают нас уже 17 лет. За это время выросло 2 поколения молодых людей. Уже лет 5 назад у власти нашей с деньгами все было в порядке. И молодежь пила 5 лет назад как и сегодня. Где была власть? В Гражданскую войну большевики, понимая важность воспитания подрастающего поколения, поручили решить проблему беспризорности одному из очень далеких от этих проблем ведомств – ЧК (хотя практически все беспризорники являлись малолетними преступниками, а в перспективе – преступниками взрослыми).
  • «бесцензурность» СМИ и рекламы, формирующих молодежно— тусовочный образ жизни, моральные и нравственные ценности у детей и подростков.

Пожалуй, достаточно; это те причины, которые были названы а передаче руководителем «ЦИФРРА», но, естественно, были вырезаны оттуда.

Вот именно эти причины лежат, по нашему мнению, в основе алкоголизации молодежи, против которой активно выступает и легальный алкогольный бизнес. Может, борьбу с алкоголизацией подростков начинать с молодежной политики государства? У нас же в Госдуме теперь столько молодежных активистов— спортсменов из Единой России?

Мы не будем сегодня ни про алкогольную культуру населения, ни про другие алкогольные моменты. Пока этого достаточно.

В России алкогольный бизнес всегда был изгоем; хуже и неграмотней, чем сегодняшняя, алкогольная политика нашего государства все равно уже быть не может. Движение может быть только вверх или в худшем случае— по горизонтали.

А вот дела у западного алкогольного бизнеса пойдут гораздо хуже. В результате этого мирового экономического кризиса будут сорваны «фиговые листочки» социально-ответственных проектов и с мировых лидеров алкогольного рынка в других странах мира. Им не простят создание программ по привлечению молодежи к алкоголю с помощью коктейльно— клубной молодежной субкультуры. Припомнят и иные «грехи».

Поделится: