Есть ли жизнь за МКАД?

Обзор ЦИФРРА событий на российском рынке.

Воронежская область

«Отголоски» 102 закона все еще будоражат наши регионы. Мы хорошо помним, как в результате революционного закона, который собирался увеличить производство легальных водки и ЛВИ со 130 до 155 млн дал в 2006 г., резко сократилось в интересах ритейла количество розничных торговых точек в России (на 30% — 35%), в связи с чем в некоторых областях из 1 200 населенных пунктов по 400— 450 населенных пунктов лишились объектов розничной торговли. Воронежская область до сих пребывает в том самом «диком» состоянии. В Воронежской области с 2006 по 2009 г.г. количество точек, торгующих алкоголем, сократилось с 5 600 до 3 200. Вследствие этого, как считает руководство области, «в отдельных населённых пунктах возросло потребление различных суррогатов». Предложения по внесению изменений в закон «О государственном регулировании отдельных правоотношений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области» были рассмотрены на заседании комитета областной Думы по предпринимательству. Законопроектом предполагается отменить требование о наличии у организаций потребкооперации паевого фонда в размере не менее 300 тыс. рублей для осуществления розничной продажи алкогольной продукции. Лучше поздно, чем никогда.

Ульяновск

После разделения «Алкогольных заводов «Гросс» на «плохую» и «хорошую» компанию, во второй половине февраля 2009 г. хорошая компания — Ульяновский завод «Алкогольных заводов ГРОСС» заработал в полную мощь. Завод был остановлен в конце 2008 года и вновь запущен 18 февраля. На двух линиях предприятия был начат розлив продукции в бутылку с обновлённым дизайном. В настоящее время Ульяновский алкогольный завод вышел на полную мощность, загрузив все четыре линии розлива. Очень важно, что с пуском завода на рабочие места вернулись более 300 сотрудников, с учётом логистического центра общее число сотрудников, работающих на предприятии, превысило 530 человек — это больше, чем на момент временной остановки предприятия.

Так что, рынок не останется без «Славянской» и «Русского бриллианта». Если очень честно, то компания не так много потеряла, отделив от себя Иркутский «Кедр» и Волгоградский завод. Это не означает, что Иркутский «Кедр» плох; просто компания не успела довести до ума и нужного уровня эти проекты. Производства в Волгограде и Иркутске толком до кризиса не успели стать серьезными производственными площадками, такими, каким является Ульяновский завод.

Появилась более определенная информация о том, что и «плохая» компания решает свои проблемы. Уже есть договоренность с «Номос-банком» о передаче ему части активов в уплату долгов. При этом, правда, возникает сразу ряд вопросов: предприятие передается банку; что дальше? Видимо, сохранится оперативное управление деятельностью активов со стороны старого собственника до момента появления нового покупателя активов у банка. Стоящий и законсервированный актив и банку не нужен. А когда появится новый покупатель, никому не известно.

Питерская алкогольная революция

Еще месяца полтора назад пришла информация из Питере о панике в розничной торговле— там собирались проверить всю водку, которая в магазинах стоит дешевле 75 рублей за 0,5 л. Очень быстро в тот раз появилось опровержение и все заглохло. Но – питерские чиновники – люди смелые и решили довести дело до конца.

И вот появилась новая информация: в 2009 году в Санкт-Петербурге планируется провести испытания на соответствие качеству восьми групп товаров по 41 наименованию. Об этом заявил заявил директор ГУ «Центр контроля качества товаров, работ и услуг» СПб. Одним из наименований, которые подвергнутся проверке, станет водка, стоимость которой меньше 75 рублей за литр. Заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга в связи с этим пояснил, что данная планка была определена после переговоров с производителями алкоголя. «Учитывая весь производственный цикл, накладные расходы и наценку, установить стоимость литра водки ниже 75 рублей никак не получится. Таким образом, после исследования мы объявим, алкогольную продукцию какого качества употребляют жители Санкт-Петербурга». Все верно. Но есть ли смысл проверять качество этой продукции – ниже 75 рублей? Может быть, лучше сразу проверить всю товаропроводящую цепочку: документы у магазина; документы у питерского дистрибьютора на эту водку; провести встречные проверки налоговых Питера и налоговых в городах производителей? Да и есть же у нас какие –то организации в государстве, которые могли бы потребовать у местных властей провести проверки происхождения водки в магазинах России дешевле не 75, а 85 рублей? Мы уже второй год называем водку в пределах 65 – 75 руб. за 0,5 л условно легальной. Так оно и есть. Власти Питера решили посягнуть на «святое» в условиях кризиса. Но кто-то это должен был сделать первым в России. Просто проверить всю водку в своем городе хотя бы дешевле 75 рублей?

В Питере на сегодняшний день деятельность по продаже розничной алкогольной продукции осуществляют около 6 700 организаций. В 2008 году алкогольная продукция, произведенная в Санкт-Петербурге, занимала 30% городского рынка, в других регионах РФ — 44%, а доля импортной продукции составляла 26%.

Московская область

Социальная ответственность мирового алкогольного бизнеса пережила несколько этапов. Главных и принципиальных было два: первый, когда бизнес соглашался с тем ярлыком, который на него навешивало общество, и активно тратил деньги на всяческую благотворительность. При этом в той же России государство получает в виде налогов «на человеческие пороки» больший доход, чем производители и никакой при этом ответственности не несет, поскольку не может избавить потребителя от нелегальной и фальсифицированной продукции. Более грамотным периодом в системе социальной ответственности алкогольного бизнеса на рынке является сегодняшний— это когда бизнес провозгласил основой своей социальной ответственности деятельность более понятную и адресную— «воспитание потребителя» по мере сил и возможностей бизнеса. При этом возник очень правильный принцип – принцип ответственности самого потребителя. Это он, а не мы с вами отвечает прежде всего за то, что «нажрался», а затем в пьяном виде избил прохожего или жену. Это он сам, а не алкоголь виноват в том, что пришел на работу после пьянки. Это он, а не алкоголь виноват в том, что в «свинском» состоянии садится за руль. Алкоголь в этой ситуации виноват не больше чем машина. Это женщина, а не алкоголь и табак виноваты в том, что она перестает быть женщиной даже внешне при активном потреблении алкоголя.

При всей мощности мировых западных алкогольных компаний и развитой системы социальной ответственности их начали активно «давить» в последнее время на европейских рынках. Вино во Франции уже объявлено врагом здоровья, в Англии закрываются символы «социальной стабильности» — пабы. И т.д. Меры социальной ответственности западных алкогольных компаний на западных рынках уже исчерпали себя. Мы догоняем запад. И у нас антиалкогольная компания набирает силу. Но приемы и методы социальной ответственности в России только развиваются.

Наши российские компании ищут новые формы. Мы специально просмотрели— что интересного делают компании на этом поприще в последнее время. Одна из форм нам особенно понравилась тем, что она может понравиться и государству как элемент антиалкогольной компании. Будет говорить честно – методами социальной ответственности при всей понятной бескорыстности мы пытаемся заслужить лояльность государства и общества. И никуда от этого не денешься.

Так, в рамках стартовавшего в начале года проекта от Группы Компаний «КиН» под названием «Знай меру!» в крупных сетевых магазинах города Москвы и Московской области будет проведена акция: при покупке одной бутылки коньяка «КиНовский» 0,5 л. трехлетней выдержки, каждый покупатель получит в подарок алкотестер. Объем планируемой в рамках проекта реализации более 70 000 бутылок коньяка, то есть, 70 000 покупателей получат 70 000 алкотестеров. Сама компания считает, что ее проект «Знай меру!» посвящен пропаганде ответственного и умеренного употребления алкоголя среди молодежной аудитории; а в качестве основного коммуникативного средства выбрана сеть Интернет.

Таким образом, уже не только западные компании на российском рынке проводят мероприятия по пропаганде ответственного потребления алкоголя; по нашему мнению такая пропаганда гораздо эффективнее, чем антиалкогольная.

А молодежь наша «приколы» любит, может, и будет таскать с собой шутки ради эти алкотестеры. Только коньяк пока еще пьет наша молодежь мало.

Поделится: