Украина: Общественная жизнь алкогольной отрасли

Ассоциация «Виноградари и виноделы Украины» открыто и публично обвинили украинские крупные компании (прежде всего водочные) в политике уничтожения украинского виноделия. Общественная жизнь в Украине бурлит на фоне политических баталий. А в России политическая стабильность, которая не дает прорваться наверх общественной борьбе и на алкогольном рынке. Нет больше харизматичных алкогольных союзов и их лидеров. Нет борьбы между водочниками и винниками. Все на уровне подковерных интриг в чиновничьих кабинетах.

Выступление украинской Ассоциации звучало так: «Война на смерть. Кто выживет — водка или виноградари?». Очень поучительно. Преамбула: «Сегодня в Украине несколько мощных производителей водки вместе с международными алкогольными корпорациями начали настоящую информационную войну с отечественной отраслью виноградарства и виноделия. Заложники в этой войне — миллион украинских крестьян и их семьи». Советуем почитать эту статью. Несколько коротких урезанных цитат: «Для сохранения сверхприбылей крупным алкогольным компаниям необходимо расширяться. Но каким образом? Нужно уничтожать тех, кто является конкурентом, а чтобы затраты были меньше, уничтожать самых слабых. Так мишенью уничтожения стало украинское виноделие, причем именно то, которое специализировалось исключительно на выращивании виноградников и производстве вина. Большие деньги очень часто связаны в Украине с теневыми схемами, махинациями с НДС, с экспортом. Когда же на украинском рынке появились международные алкогольные корпорации, отдельные украинские бизнесмены быстро нашли свою выгоду. И в самом деле, зачем бороться с «крупными» и «мощными» мировыми «друзьями», зачем бороться с водочными «братьями», зачем вкладывать миллионы в долгосрочные проекты по развитию украинского виноградарства и виноделия? Намного проще завозить сюда все из-за рубежа, постепенно освобождая место от украинской продукции. Поэтому за последние три года объемы импортируемого в Ук¬раину вина и виноматериалов достигли 16 млн. дал. За границей перепроизводство вин, и за международные средства можно и заработать неплохо, и капиталы спрятать в безопасном месте. Так среди украинцев формировались «свои среди чужих и чужие среди своих». Так сформировалась коалиция импортеров алкоголя и национальных водочных монополистов».

«Война есть война. На войне главное — выжить. И тут картели международных алкогольных компаний и водочные холдинги разрабатывают план действий:

  1. Дискредитировать украинское виноградарство якобы некачественной (фальсифицированной) продукцией.
  2. Уничтожить крепленые вина как основной заменитель водки.
  3. Освободить место на украинском рынке для импортных вин, которые не могут быть реализованы на мировых рынках.
  4. Разделить украинских виноделов по интересам и уничтожать по сегментам.
  5. Законодательно создать условия, в которых производство вин в Украине будет невозможным.

В 2006—2008 годах начата массированная программа дискредитации украинских вин. На нее не жалеют средств. Постоян¬ная информация во всех СМИ об украинских «порошковых винах», не подтверждаемая никакими исследованиями или анализами. Ни одного факта выявления такой продукции. Ни одной процедуры в Госпотребстандарте. Но информационная «утка» сделала свое дело. Параллельно создается программа законодательного уничтожения виноделия. В Верховной Раде Украины на протяжении двух месяцев 2008 года рассматриваются шесть законопроектов, инициированных комитетом ВР Украины по налоговой и таможенной политике. Все они направлены на создание условий, при которых исчезнет производство крепленых вин и исчезнут с полок отечественных магазинов наши столовые вина стоимостью ниже 11—14 грн».

В Украине действительно идет алкогольная война. В общественном сознании Украина опережает Россию. Все последние 8 лет алкогольная Украина была для наших аналитиков испытательным полигоном, опережающим Россию. Алкогольный рынок Украины – управляем; российский – нет. В Украине есть общественный алкогольный процесс, в России – его нет. Он давно умер. Поэтому интересы рынка российского вина в условиях общественной тишины пока невозможно.

В то время, как наши виноделы скромно молчат о своих итогах года, украинские крупные компании одна за другой рапортуют об успехах 2008. Мало того, уже и об успехах 2009 г. Несмотря на кризис, торговые марки Первого Национального Винодельческого Холдинга продолжают «расти». Так, продажи вина под торговой маркой INKERMAN за январь 2009 года выросли на 68% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. На 13% выросли продажи торговой марки «Георгиевский» и на 20% торговой марки ALeXX. В Украине ситуация сложная: и вступление в ВТО, и политика. Большая часть стонет, что похоронены винная и коньячная отрасль. А кто-то в это же время развивается. Инкерманский завод марочных вин в 2008 году произвел 0,663 млн. дал натуральных вин, превысив показатели 2007 года на 10%. За январь-декабрь 2008 года в Украине было продано 0,473 млн. дал (71,3% объема), что равно приросту в 28%. Также 0,191 млн. дал (28,7% объема) было отправлено на экспорт. Рост продаж в январе 2009 был обеспечен как новой Коллекцией молодых вин, так и ростом продаж основной коллекции. На украинском рынке тихих вин ТM INKERMAN лидирует в сегменте (17% рынка) сухих вин. За 2008 год лидером коньячного рынка Украины АПФ «Таврия» (ТМ «Таврия», ТМ «Георгиевский», TM ALeXX) было произведено 6,66 млн. литров ординарных, марочных и коллекционных коньяков. Не смотря на второе место по объемам производства, АПФ «Таврия» лидирует в продажах в натуральном выражении с долей в 23,5%. Опережение ближайшего конкурента составляет 3,5%. В планах ПНВХ на 2009 г. – увеличение продаж за счет развития экспортных направлений. Эксперт-винодел из Франции Рено-Паскуаль Музелар («Шато Лафит Ротшильд») считает, что вина TM INKERMAN уже готовы донести свою уникальность европейским потребителям. Пока интеграция Украины в мировое и европейское алкогольное сообщество опережает российский процесс.

Отчитался о своих показателях работы и Artyomovsk Winery. Вся продукция, произведенная на предприятии в 2008 г., была реализована: 80% игристых вин были предоставлены украинскому потребителю, а 20% зарубежному (Россия, Германия, Греция, Израиль, Канада, Латвия). В Украине, как и во всем мире, продолжает увеличиваться количество ценителей игристых вин марки брют, о чем свидетельствует рост продаж TM KRIMART по сравнению с результатами 2007 года на 31%. В настоящее время завод выпускает 12 млн. бутылок, а собираются к концу 2012 года производить 30 млн. бутылок. И по уровню технологической оснащенности и производственной мощности собираются занять место в десятке крупнейших мировых производителей игристых вин по классической французской технологии. Украинцы могут похвастать пристальным внимание иностранцев к украинскому производству шампанских и игристых вин (в эту отрасль там вкладываются иностранцы и покупают заводы, тот же «КЗШВ»). В России надеяться на вклад иностранцев пока не приходится. Хотя были амбициозные планы владельца «Абрау— Дюрсо», для которого этот бизнес до кризиса не был профильным, и была программа развития до 2020 г. и вывода компании на капиталоемкость в 1 млрд дол. Событие, связанное с переносом производства «Советского шампанского» на новые заводы, даст дополнительный стимул для развития в России и этих заводов. Но вот о 20% экспорте наших шампанских нашим заводам можно только мечтать.

Поделится: