Братья-славяне-34

В «Свободной прессе» вышло на прошлой неделе интервью со мной (постарался еще раз предельно честно рассказать то, о чем пишу три раза в неделю в статьях), которое прокомментировал г-н Брюн (главный нарколог России). Там он называет меня агентом влияния то ли алкогольного рынка, то ли Запада за то, что я рассказал о соотношении цен на алкоголь и зарплат (сам Брюн считает, что у нас медсестры получают 40 000 руб…).

Круглая ЦИФРРА

Проект «ЦИФРРА» отметил 4 года в августе со дня рождения, а перед вами статья № 300 на тему крепких преимущественно напитков, а еще около 150 статьей по винной теме. Этот роман в статьях уже превзошел по объему роман «Война и мир» (название которого близко по сути к совокупности материалов ЦИФРРА).

В «Свободной прессе» вышло на прошлой неделе интервью со мной (постарался еще раз предельно честно рассказать то, о чем пишу три раза в неделю в статьях), которое прокомментировал г-н Брюн (главный нарколог России). Там он называет меня агентом влияния то ли алкогольного рынка, то ли Запада за то, что я рассказал о соотношении цен на алкоголь и зарплат (сам Брюн считает, что у нас медсестры получают 40 000 руб…), а также о том, что абсолютное большинство россиян (не менее 110 млн человек из 140 млн) ничем не отличается в худшую сторону в плане алкоголизации от обычных западных стран (без учета их маргинальных слоев населения)… А я всегда говорил, что такие люди как Брюн, Онищенко (медики, соприкасающиеся только с негативными последствиями алкоголя) – не могут адекватно судить о социальных проблемах алкоголизации… Кстати, пошли разговоры о ликвидации Роспотребндзора (видимо, Онищенко решил оставить о себе в памяти людей хороший след, активизируя переговоры с оппозицией по грузинскому вину).

Из справки (не моей) к статье в «Свободной прессе» о наших потребителях. «В России около 70% мужчин и 50% женщин пьют пиво. Водку и другие крепкие напитки потребляют 60% мужчин и 37% женщин. 12% мужчин и 5% женщин «расслабляются» самогоном. Сухим вином — 11% мужчин и 40% женщин. Пиво больше пьет молодежь, а водку — люди преимущественно старшего возраста. Употребление вина и шампанского отчетливее представлено в более образованных группах. Каждый день в России пьют 6,3% людей, в Финляндии — 8%, в Швеции — 7%. Еще треть россиян пьют раз или 2−3 раза в неделю. Для сравнения: В Италии ежедневно потребляют вино 45% мужчин и 30% женщин, во Франции таких 26% и 11%, соответственно».

В которой раз настаиваю – мы ничем не хуже западных стран в алкогольном вопросе, но есть нюансы и частности, которые портят российскую картину: бедность населения, приправленная алкоголем, дает жутковатую бытовую картину… Об этом, впрочем, уже было в понедельник.

А еще в России преступно плохо работает Федеральная служба «Роспотребнадзор», с прямого попустительства которой в России (она же называется прямо и конкретно – по надзору за благополучием человека) ежегодно выпивается не менее 800 млн суррогатов крепкого алкоголя… Я даже не упоминаю до 35%— 40% фальсификата в среде вина и коньяка – никаких подвижек в лучшую сторону за последние 10 лет…

Но сегодня – материал №34 о «братьях-славянах»…

«Братья— Славяне – 34»

В целом ничего в худшую сторону особо за последний месяц в наших странах на алкогольном рынке не изменилось. В России – точно (все, кто получил лицензию, отходят от процесса и готовятся к сезону). Мысленно готовятся к будущему трехлетию по уничтожению легального сегмента водки и т.д. Но главное – государство осознало, что все неудачи а антиалкогольной запретительной политике можно спрятать под благородным процессом изменения структуры потребления. На ближайшие годы наши виноградари и виноделы, наконец-то, будут на коне… Это может стать главным итогом политической деятельности Медведева на посту президента…

В Белоруссии – отпустили цены на водку для производителей, оптовиков и розницы (есть реальная МРЦ для заводов, а все остальное – на откуп рынка). Начнется соревнование в Белоруссии между силовым давлением государства на алкогольный рынок и финансовыми возможностями населения; впереди (уже осенью) – резкий рост рынка самогона (белорусы еще не успели деградировать так, как деградировала значительная часть россиян, которая перешла за последние 20 лет на технические суррогаты). Белорусы будут альтернативно в значительно больших чем сегодня объемах производить и пить самогон (сегодня у них примерно по 16 л водки в год на душу и около 1 л самогона— в течение 2−х лет соотношение поменяется примерно на 13 и 4, но все равно не так страшно, как в России в ближайшие 2 года).

Хохлы загубили виноделие (резкое падение производства уже более полугода), а также продолжают идти близким России путем – продолжения роста цен на водку без учета финансовых возможностей населения (но они хотя бы честно не называют это антиалкогольной политикой).

Итак, подробнее по видам продукции (Таблица 1 – там все очень хорошо видно).

Водка и ЛВИ:

В России – ничего хорошего (есть стабилизация учтенного – не путать с легальным — падения производства водки и ЛВИ в последние три месяца на уровне 15%— 17%, это прогресс относительно предыдущих трех (там падение под 22%−25%). Вроде – прогресс… Но дял меня этот процесс в принципе непонятен. Почему идет падение учтенного производства? Напомню: в 2007 – 131 млн дал; 2008— 212 млн дал; 2009— 112 млн дал; в 2010— 106 млн дал; в 2011 – пока идет все к 90 млн дал… Если сравнить сумму акцизов с крепкого с 2008, то она только вышла на уровень 2008 в 2011, а ведь ставка выросла на 30% за это; значит, логично, что рынок легальной водки за 3−4 года упал почти на 30%… Но ведь после падения учтенных продаж водки в рознице в 2010 (со 170 в 2009 до 150 млн дал в 2010) в 2011 объем учтенных продаж стабилизировался… Если сбор акцизов с крепкого в 2011 вырос всего на 5% в январе— мае 2011 к 2010, то рынок легальной водки вроде бы не растет… А даже падает. А если в это же время стабильны продажи, то производство легальной даже падает…

И не очень понятна ситуация с нелегальной водкой и ЛВИ. Падения учтенного производства быть в принципе не должно (так как там учитывается как и в рознице и легальная, и нелегальная продукция). Операторы рынка говорят в кулуарах о том, что государство наладило производство нелегальной водки с легальными марками, учтенными в ЕГАИС, но с неоплаченным акцизом. Говорят, что такой водки на уполномоченных заводах производится до 1 млн бутылок в месяц – на многих заводах… И тогда возникает вопрос – почему при таких объемах производства нелегальной продукции при сохранении учтенных розничных продаж падает учетное производство легальной и нелегальной водки и ЛВИ по статистике Росстата (если практически большая часть нелегальной водки сегодня учтена в ЕГАИС). Если эта нелегальная водка есть в ЕГАИС, есть в розничных продажах, то почему ее нет (всей) в учтенных производственных показателях Росстата… Пусть ФСБ и Счетная Палата, на худой конец— ФНС – в этом покопаются…

В Украине: у хохлов достаточно стабильное падение учтенного производства с февраля на 21%— 23%. Все это время реальная МРЦ отставала от официальной примерно на 30%. У нас всего на 15% (и этот промежуток держится). У них впереди еще большее снижение учтенного производства – примерно до 30% до конца года… А больше всего обидно за торговую марку «Немирофф», акционеры которой продолжают лить друг на друга «водку» и делить компанию… На мой взгляд, по своему международному потенциалу бренд остается славянской торговой маркой №2 (после «Русского стандарта») на мировом (а не узко славянско — СНГшном рынке водки).

А еще очень потешны все украинские рейтинги компаний; они делятся на две группы: там, где есть «Немирофф» и нет «Хортицы», и наоборот…

Приведу пример последнего недавнего украинского рейтинга по чистому доходу и чистой прибыли:

Таблица. Чистый доход и чистая прибыль украинских водочных компаний в 2009 и 2010 г.г. (здесь учет в гривнах, в долларах картина была бы, возможно, более выразительной). (Прим. – а где же «Хортица»?).


Чистый доход (млн грн)

Чистая прибыль (млн грн)

Компания

2009

2010

2010 к 2009

2009

2010

«Немирофф»

1 697

1 975

+16,4%

-

-

Нац. водочная компания (НАТ)

928

1 210

+29%

1,0

1,5

Крымская водочная компания (бывший «СВ»)

315

1 053

+234%

38,2

-23,8

ЛВЗ «Прайм» 2

511

415

-18,8%

0,5

-90,9

Львовский ЛВЗ

214

245

+14,5%

0,6

14,4

И т.д.






Белоруссия: тут обычно разбираемся с розницей (при белорусских программах импортозамещения – вплоть до производства виски и рома из привозного сырья – при их отлично работающем местном Роспотребнадзоре - розница практически идентична производству). Кстати – посмотрим – хватит ли у российских чиновников назвать будущую «виноградно— винную программу России» программой по импортозамещению… А по январю – июлю белорусы дали производство. Кризис весной привел к росту закупок таких товаров, как алкоголь в том числе – что вызвало рост производства на 10% за 7 месяцев и на 10% рост продаж в рознице за 6 месяцев (маловероятно, что это выросло так потребление). До конца года производство может вернуться на уровень 2010 (максимум - +2%, +3%).

Коньяк:

Россия – только в конце августа получил лицензию «Альянс – 1892», запустится в середине сентября. Почти 4 месяца стоял «КиН». Наказали лидеров по полной программе – на треть года каждого. Хотя все и так уже знали, кто в доме Хозяин… В лидеры вышла «Алвиса». И конец года три компании могут закончить очень близко друг к другу. За 7 месяцев учтенное производство упало почти на 20%… В целом дефицита коньяка нет, и даже не понятно – есть эффект от МРЦ на коньячном рынке или нет. Тем более, что для бренди ввели льготную МРЦ ниже 170 руб.

Украина — там на фоне чахнущего производства вина растет производство хотя бы коньяка (за 7 месяцев +17%).

Интересная ситуация у белорусов – там розница в 1 полугодии выросла на 44% — рынок небольшой, продукт не дешевый (тоже граждане сделали кризисный запас – моль не съест). Кажется, производство должно бы восполнить запас продукции (наше рыночное частное производство точно бы налопатило), но – падение производства (на 4%). Чем ункален белорусский рынок – его нерыночностью – работает там как в советское время Госплан. И он отлично справляется с контролем и регулированием предложения на основе изучения спроса и прогнозируя спрос. За счет централизации управления рынком нет перепроизводства…

Это все к извечному политическому вопросу о возможности ГМП на алкоголь в России – у нас вся система управления, кадровая система, сичтема ценностей, система жизни против установления любой формы ГМП…

Виноградное вино (в целом: столовое + специальное):

Россия: рост производства в 5% в январе— апреле и январе— мае сменился на (+0%) в январе — июне и (-5%) в январе— июле. Я бы это не назвал «падением». Это обычная реакция рынка на пиковый момент перелицензирования. В августе мы увидим рост, который упрочится в последующем. Производство может в 2011 г. выйти на новый рекорд при росте от (+5%) до (+10%). А там и федеральная государственная какая –либо поддержка не горами. Нынешний рост обеспечен частными инициативами и региональными администрациями южных регионов.

Украина: внести ясность в украинскую ситуацию не может никто. Падение около 40%… Некоторые говорят, что это статисткиа производства в 2010 году был серьезно завышена, искажена… Но не ясно тогда – с какой целью… Причем, падение производства дают на 20%— 30% даже крупные предприятия, которые точно не искажали свою прошлогоднюю статистику… В общем, хохлы перехитрили сами себя и всех вокруг так, что теперь сами не могут разобраться… Они потребляют на душу учтенного вина даже меньше россиян (с учетом наших северных территорий).

Белоруссия: рост производства вина в основном из молдавского виноматериала (+18%). Но они производят по лицензии французские, итальянские и т.д. вина. Им доверяют виноделы Бордо. Я обычно пишу о малости рынка виноградного вина в Белоруссии, но он там около 3 л (всего в 2 раза ниже российского), но есть еще более 20 л плодового. Белорусы сохранили ясность ума и советскую структуру потребления (пока), заменив виноградное на плодовое…

Шампанские и игристые вина:

Россия: ситуация как по виноградным (зеркальная) – уровнеь 2010 в январе – июне и падение на 7% в январе – июле. Причины те же. Перспектива до конца год та же— новый рекорд производства, но уже за последние 110 лет (виноградные – за последние 20 лет).

Украина: стабильное падение примерно на 15%−17% уже 5— 6 месяцев. Видимо, последствия той же программы завышения показателей в 2010… Либо – реальный провал потребления, либо – импорт торжествует после снижения пошлин (но по импорту винодельческой продукции никакого прорыва нет). Я позволю себе предположить, что в Укриане происходит реальное снижение всего легального алкголя (коньяк не в счет, это – так – развлечение – объем крошечный). А вот «промышленные, учтенные, легальные» вино и водка падают и замещаются на домашний алкоголь. За счет высоких цен и низких доходов (смешно предполагать, что хохлы на 20% сократили потребление алкоголя за год). Все это мы еще увидим у себя в ближайшие 3 года… Укриана – наш полигон реформ с 2008 г.

Белоруссия: у них рост производства на 6% за 7 месяцев, а продажи росли полгода на почти 25%… Рыно небольшой и растущий.

В общем, в Таблице все видно невооруженным глазом…

Таблица 1 Сравнительная динамика статистического изменения объемов учтенного — легального производства алкогольной продукции в России (Р), Украине (У), Белоруссии (Б), Казахстане (К) в кризисный период 2008— 2011 г.г. (в столбце Белоруссии: Р— розничные продажи; П— производство).

Поделится: