Русские вина: будущее настоящего

Нередко приходится слышать, что Россия — страна не винная. Что вино здесь делать не умеют, мол, климат не тот и руки не к тому месту приделаны. Потому под видом благородного напитка продают всякую бурду. Насколько справедливы такие оценки? Есть ли в России качественные вина? Наш сегодняшний обзор— об этом.

В сознании современного отечественного потребителя русское вино имеет подмоченную репутацию. Надо признать, к тому есть основания: в массе своей оно совершенно невкусное и оставляет тяжелое похмелье. На самом деле уже сегодня нам есть чем гордиться.

Русское небордо

В начале 2000-х появились хозяй­ства, организованные в соответствии с принципами современного виноделия. Пионером оказался российско-французский проект Chateau le Grand Vostock — первое отечественное предприятие полного цикла. Французские специалисты совместно с российскими агрономами выбирали на Тамани лучшие участки для виноградников. Были закуплены современные танки и новые бочки. В погребе трудился молодой, но амбициозный французский энолог Франк Дюсенер.

Он работает в хозяйстве по сей день, и от года к году его вино становится все увереннее. Первые винтажи сильно напоминали плохое бордо — много бочки, мало фруктов. Второй миллезим вообще оказался гораздо хуже первого, но даже такое каберне заметно выделялось на фоне остальной российской продукции. Теперь это стильные и фактурные вина стабильно высокого качества с замечательной танинной структурой и сочной фруктовостью. Причем речь идет не только о топовых позициях вроде Cuvee Karsov и Le Chene Royal, но и о базовой линейке.

Россия, вперед!

Прославленное, а затем почти уничтоженное хозяйство Абрау-Дюрсо переживает сегодня второе рождение. На предприятие пришла новая команда во главе с Борисом Титовым. Производственные мощности реконструированы и расширяются, контролируется состояние вино­градников, рядом растет гостиничный комплекс для поклонников винного туризма. Французский энолог-шампанист Жестен Эрве потратил несколько лет на то, чтобы изменить стилистику самых знаменитых игристых вин нашей страны в сторону большей элегантности и свежести. Ему это удалось. Недавно Эрве представил на суд экспертов замечательный экстра-брют в линейке «Абрау-Дюрсо Victor Dravigny» — тонкое, изящное, деликатное игристое вино с нежной фруктовой гаммой и сочным вкусом.

Российские производители сегодня хорошо понимают, что залог их успеха прежде всего в качественном сырье. Поэтому они активно обзаводятся собственными вино­градниками, изучают терруар, подбирают определенные сорта для отдельных участков, тщательно ухаживают за лозой. Второй важный момент — правильная винификация. Ее нередко поручают зарубежным специалистам, но параллельно подрастают и наши виноделы.

К числу наиболее успешных предприятий, которые определяют лицо современного российского виноделия, относятся компании «Фанагория», «Кубань-Вино», «Мысхако», «Винодельня Ведерников», Villa Victoria и др. Сегодня здесь делают очень приличные вина класса premium и low-premium, которые по своим органолептическим характеристикам несравненно лучше подавляющего большинства импортных вин в той же и более высокой ценовой категории.

Так, фанагорийские Cru Lermont имеют все основания считаться терруарными, а линейка «Номерной резерв» от того же производителя являет собой достойный пример вин с выраженными сортовыми характеристиками. Совсем недавно «Фанагория» презентовала линейку «Авторских вин», каждое из которых обладает строго индивидуальным профилем. Особенной удачей в этом ряду можно считать купаж каберне и саперави — щедрое, полнотелое, пряное, богатое вино. Предприятие консультирует летучий энолог Джон Ворончак, но огромный объем текущей работы лежит на плечах российского специалиста Валентины Попандопуло. «Авторское вино» — ее несомненная удача.

Хорошее впечатление оставляет линейка Chateau Tamagne от «Кубань-Вино» (проект курирует главный специалист Института энологии провинции Шампань Жером Баре), а также коллекция Grand Reserve от «Мысхако», особенно выдержанные версии шардоне и каберне.

«Винодельня Ведерников», небольшое хозяйство неподалеку от Ростова-на-Дону, славится замечательным винами из автохтонных сортов (Красностоп Золотовский, Сибирьковый, Цимлянский Черный, Голубок). Их с полным основанием можно считать национальным специалитетом. Было бы здорово, если бы этим путем более уверенно двигались и другие производители.

Последняя по времени громкая премьера — вина от кубанского хозяйства «Лефкадия». Этот проект консультирует прославленный энолог Патрик Леон, технический директор группы Baron Philippe Rotschild, отвечающий за стиль таких грандов, как Mouton-Rotschild, Almaviva и Opus One.

Мал золотник, да дорог

Нужно упомянуть еще об одной важной тенденции — в России уверенно развивается гаражное виноделие. Речь идет о совсем небольших хозяйствах, которые выпускают микрокюве, то есть маленькие партии вин с очень индивидуальными характеристиками. Пионером в этом начинании был Янис Каракезиди. Сегодня его «Стретто» не нуждается в представлении и продается по заоблачным для отечественного рынка ценам. Внимания заслуживают и винодельческие эксперименты Геннадия Опарина в усадьбе «Семигорье» неподалеку от Анапы. Его совиньон в прошлом году получил заслуженную награду на конкурсе в Новой Зеландии.

Российское виноделие сегодня вписывается в общемировые тенденции развития и все более уверенно чувствует себя на международном уровне, подтверждением чему служат внушительный перечень престижных европейских наград и восторженные отзывы крупнейших экспертов. Такой путь к потребителю сегодня пусть не самый прямой, но самый эффективный. И, возможно, в будущем ценители станут покупать качественные русские вина не только за то, что их похвалили в Лондоне.
Поделится: